Как
водить "механику" Если ты читаешь эту статью, значит, ты уже являешься
обладателем четырехколесного друга, или же скоро им станешь. В наше
непростое время авто действительно перестало быть предметом роскоши.
Поэтому все больше людей вливаются в наши ряды автолюбителей. Будучи
сама автомобилистом, я постараюсь рассказать сложные вещи простыми
словами.
Тебе приглянулся автомобиль (или тебе его подарили,
оставили в наследство, дали по доверенности и т. д.), но выяснилось,
что этот автомобиль оснащен механической коробкой передач, а ты так
привыкла к автомату! Что же делать? Самое главное – не падать духом.
Это не так уж плохо, учитывая то, что во многих странах водителю,
сдавшему экзамен на машине с автоматической коробкой, никогда не
позволят сесть за руль авто с механическим управлением. Посему, ты от
этого только в выигрыше, т. к. для тебя открываются новые горизонты и
новые возможности. Освоив управление машиной с ручной коробкой передач,
тебе все будет нипочем, так как ты сможешь без напряжения управлять
абсолютно любой машиной.
Итак, ты села в машину и видишь у
себя под ногами целых три педали, да еще какая-то палка с ручкой торчит
возле твоего правого колена. Что делать, ведь ноги-то всего две!
В
машине с автоматом у тебя было всего две педали, «газ» и «тормоз», а
тут столько вариантов! Самое главное - запомнить расположение педалей,
– левая педаль – это педаль сцепления, без нее машина не тронется с
места; средняя педаль – педаль тормоза, с ее помощью у тебя есть
возможность не врезаться в стоящий впереди грузовик. Ну а правая – это
педаль, которую мы все очень любим – педаль газа, и чем глубже ты
вдавишь эту педальку в пол, тем выше будет твоя скорость при езде
(хотя, в черте города лучше не увлекаться).
Левую педаль нужно нажимать левой ногой, а среднюю и правую – правой ногой; только не одновременно, а по очереди.
Переходим
к той палке с ручкой, которая тебе мешает справа. Она называется «рычаг
переключения скоростей» и на ней нарисована шпаргалка, куда нужно этот
рычаг двигать, для того, чтобы переключиться на ту или иную скорость. В
разных автомобилях скорости переключаются по-разному. Скоростей может
быть четыре или пять (в зависимости от марки авто и силы двигателя), а
также имеется задняя скорость (это для того чтобы двигаться в обратном
направлении, не разворачивая машину).
Главное положение рычага
– нейтральное, когда он стоит посередине и свободно болтается в
пространстве, и его ничто не держит. Для того, чтобы включить первую
передачу, нужно до отказа выжать педаль сцепления и поставить рычаг в
положение, которое обозначено на схеме цифрой I. Педаль сцепления нужно
выжимать при каждом переключении рычага, причем переключать скорости
нужно по порядку, т. е. с I на II, потом на III, IV и V. Нельзя
переключаться сразу со II скорости на V. Для снижения скорости порядок
тот же, только в обратном направлении.
Для того, чтобы
тронуться с места, нужно, прежде всего, повернуть ключ в замке
зажигания, (предполагается, что рычаг стоит в нейтральном положении),
услышать, что двигатель заработал; после этого выжать педаль сцепления
и не отпускать ее, поставить рычаг на I передачу, и, плавно нажимая
педаль газа, одновременно и так же плавно отпустить педаль сцепления.
Поехали.
Но не можешь же ты ехать все время на I скорости!
Нужно переключиться. Для этого снова выжимаешь сцепление и переводишь
рычаг в положение II. Так же плавно жмешь на газ, отпуская сцепление.
Дальше по той же схеме. Переключать скорости нужно тогда, когда ты
услышишь, что двигатель работает с напрягом или по приблизительной
схеме: I – до 15 км/ч, II – до 30 км/ч, III – до 50 км/ч, IV – до 70-80
км/ч. Дальше – пятая, и погнали!.. Ты видишь перед собой другой
автомобиль, что делать? Сбрасываешь ногу с газа (правая педаль, правая
нога) и нажимаешь на тормоз (средняя педаль, правая нога), но не очень
резко, т. к. в тебя могут врезаться те, кто едет сзади. Вообще, все
педали нужно стараться нажимать очень плавно, чтобы машина не дергалась
и не глохла. Рычаг скоростей должен переключаться без усилий, при его
перемещении не должен слышаться скрежет металла.
Если тебе
предстоит подняться на горку, то тут нужно особое умение – нужно
постараться быстро снять ногу с тормоза, выжать сцепление, включить
передачу, быстро и одновременно выжать газ, отпуская сцепление, чтобы
не покатиться назад. Пока ты не освоишь этот прием, можно пользоваться
стояночным тормозом, который нужно не забыть опустить, после того, как
начнешь движение.
Движение с горки нужно регулировать педалью тормоза, чтобы не разогнаться, по инерции, слишком сильно.
Для
того, чтобы снизить скорость, нужно, слегка притормаживая,
переключиться на нижнюю передачу, по тому же принципу, что и при
разгоне – сначала выжать сцепление, переключить на следующую (более
медленную) скорость, плавно отпустить сцепление, одновременно выжимая
педаль газа, и далее, только в обратном порядке.
На стоянке
машина может стоять как на стояночном тормозе, так и на передаче,
только нужно не забыть перевести рычаг на нейтралку, когда в следующий
раз будешь заводить ее, а то нечаянно машина подастся вперед и заденет
что-то...